Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру?
Два года назад пандемия обнажила критическую уязвимость мировой экономики от перебоев в морских перевозках. Сегодня, в условиях крупнейшей в истории экономической войны на Западе и карантинных ограничений на Востоке, международная морская торговля оказалась под беспрецедентным давлением. Ограничение свободы судоходства, на чью долю приходится до 90% всех перемещаемых грузов планеты, приводит к многократному росту издержек, разрыву отлаженных за десятилетия маршрутов, повсеместному разгону инфляции. Российский торговый флот столкнулся с масштабным санкционным давлением, вызванным стремлением исключить страну из глобальных логистических цепочек. В сложившихся обстоятельствах на первый план выходит задача выстраивания новой связанности стран и регионов. Это потребует переоткрытия внутренних водных путей, форсированного развития перспективных морских маршрутов – и нового флота, который сможет на них работать и их обслуживать. Каким он будет и возможно ли вообще «переключить» логистику на новые торговые пути? Как обеспечить круглогодичную навигацию и встроить российские реки в международные транспортные коридоры? Каков потенциал Северного морского пути и почему программа ледоколостроения особенно актуальна сегодня? Где российскому судостроению привлекать инвестиции в условиях внешних ограничений?